Николай I, русский император, правил страной 30 лет: с 1825 по 1855 годы. И началось, и окончилось его правление в тяжелые для России годы: его вступление на престол совпало с восстанием декабристов, а завершение царствования – с Крымской войной. Эти обстоятельства, конечно, наложили особый отпечаток на деятельность императора.
Он принципиально отказался от любых резких перемен в системе управления, пытаясь лишь «усовершенствовать» ее путем еще большей бюрократизации. Николай I значительно расширил штаты чиновников всех ведомств, объем деловой переписки между различными инстанциями разросся до огромных размеров. Администрация становилась бюрократической машиной и приобретала все более формальный, канцелярский характер. Это понимал уже и сам император, поэтому наиболее важные дела он старался подчинить своему личному контролю. В связи с этим особое значение приобрела Собственная Его Императорского Величества Канцелярия: II ее отделение занималось кодификацией законов, III — политическим сыском, V — государственными крестьянами и т.д. – все под личным его контролем. Эта система еще больше усугубляла бюрократизацию страны.
Пережив сильное потрясение в связи с делом декабристов, Николай I постоянно боролся с революционным движением. По его указанию министр просвещения Уваров разработал теорию официальной народности, суть которой выражалась формулой «православие, самодержавие, народность»: духовная жизнь русского народа определялась православной церковью, а политическая — самодержавным строем. Любые попытки изменить направление беспощадно пресекались, с позиции этой официальной идеологии действовали все общественные институты, в том числе и цензура. Но Николай I понимал, что крепостное право в России все более сковывало развитие экономики и противоречило интересам государства. Он издает ряд указов, которые можно считать предшественниками Манифеста об освобождении крестьян: по указу об обязанных крестьянах (1842 г.) помещик мог предоставить своим крепостным личную свободу, оставив землю в своей собственности, но часть земли обязан был передать освобожденным крестьянам в пользование на условиях отбывания ими повинностей. Указ о вольных хлебопашцах (1803 г), не обязательный для помещиков, фактически не дал никаких результатов.
В 1847 г. в России была проведена инвентарная реформа – она уже носила обязательный характер для поместных дворян. Составились «инвентари» (опись имений помещиков) и в связи с ней определились нормы барщины и оброка. Эти нормы помещик нарушать не мог. К сожалению, эта реформа не охватила всю страну, а только отдельный регион в несколько губерний (Киевское генерал-губернаторство). Связано это было с тем, что в этом регионе преобладало католическое дворянство, находящееся в оппозиции к самодержавию.
Во второй половине 1830-х годов была проведена реформа в отношении государственных крестьян: частичное переселение крестьян из густонаселенных районов, увеличение земельных наделов, уменьшение подати, создание сети медицинских и учебных учреждений в деревнях и селах. Но в большинстве случаев эти действия были сведены на нет излишней бюрократией, к тому же, проводя любое реформирование в крестьянском вопросе, самодержавие старалось не ущемлять интересы помещиков, т.е. старалось провести реформы так, чтобы и волки были сыты, и овцы были целы, а это невозможно.
Положение России в Европе при Николае I
В правление Николая I Россия получила прозвание «жандарма Европы». Николай I, подавляя любое свободомыслие в стране, применял такую же тактику и в отношении других стран: в разгар революции 1849 г., охватившей большую часть Европы, он направляет 100-тысячную армию в Венгрию для подавления освободительного движения от гнета со стороны Австрии (благодаря этому Австрийская империя была спасена от развала).
Для России было важно установить контроль над черноморскими проливами Босфором и Дарданеллами, имевшими для страны большое экономическое и военно-стратегическое значение. Для нанесения решительного удара Османской империи России требовалась поддержка европейских стран, но Франция и Англия выступили на стороне Османской империи, а Австрийская империя, совсем недавно спасенная Россией от полного крушения, заняла позицию нейтралитета. Таким образом, Россия времен Николая I была государством технически отсталым, феодально-крепостническим, со слабым железнодорожным сообщением, устаревшим вооружением и такой же армией, так как система рекрутчины не способствовала развитию армии: она формировалась фактически из неграмотного населения, в ней преобладала муштра, процветали казнокрадство, хищения. Россия не была способной противостоять европейским государствам — и в Крымской войне потерпела ряд поражений. А нейтрализация Черного моря лишила Россию (как и другие черноморские государства) возможности иметь здесь военно-морские силы, что делало страну уязвимой с моря.
Общественная жизнь при Николае I
В годы правления Николая I в стране воцарился период политической реакции, подавлялся свободолюбивый дух, преследовались социалистические идеи. Но между тем известно, что в таких обстоятельствах особенно интенсивно происходит формирование общественного самосознания, формируются мировоззренческие идеи, концепции общественной жизни и ее переустройства. После ликвидации общества Петрашевского в Петербурге и кружка Герцена в Москве появились общества западников и славянофилов. Западники, к которым причисляли себя Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин и др., мечтали о западном пути для России, который начал Петр I. Этот путь предполагал отмену крепостного права, конституционный строй.
Славянофилы (братья Киреевские, братья Аксаковы, А.С. Хомяков, Ю.М. Самарин и др.) считали, что у России свой путь, в основе ее жизни – община и идеи православия. Власть они признавали самодержавную, но не оторванную от народа – прислушивающуюся к его мнению и сотрудничая через Земские соборы. Славянофилы критиковали деятельность Петра I, обвиняли именно его в существовании крепостного права в государстве и навязывании России западного пути.
Культура
При Александре I, в 1803 г., произошло преобразование системы просвещения. Она представляла собой следующую картину:
- нижняя ступень – двухгодичные приходские училища для детей крестьян;
- уездные 4-классные училища для мещанских детей;
- в губернских городах – гимназии для дворянских детей; из гимназий открывался путь в университет.
Эта система образования была открытой: можно было с одной ступени переходить на следующую.
Открылись новые университеты: Казанский, Виленский, Харьковский, Дерптский, а также Педагогический институт в Петербурге. Университеты стали центрами учебных округов, регулируя работу гимназий и училищ.
Петербурге был создан Педагогический институт, также вскоре преобразованный в университет.
При Николае I положение резко изменилось: переход с одной ступени образования на другую стал практически невозможен. Уставом 1835 г. ликвидировалась университетская автономия, университетами и учебными округами заведовали попечители.
Но культурная жизнь при Николае I активно развивалась. Классицизм XVIII века постепенно уходил, уступая место романтизму, сентиментализму (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков). А.С. Пушкин, начав свое творчество с романтизма, развил его в реалистическое направление, создав шедевры литературы во всех жанрах. Его роман «Евгений Онегин» не зря был назван «энциклопедией русской жизни» — в нем автор отразил всю русскую действительность во всех ее проявлениях.
М.Ю. Лермонтов создал произведения, глубоко раскрывающие психологию современного ему человека, а Н.В. Гоголь сумел показать темные, мрачные стороны русской действительности. И.С. Тургенев в «Записках охотника» впервые так ярко и сочувственно изобразил внутреннюю гармонию и силу простого русского крестьянина. Вообще, та классическая русская литература, которой мы вправе гордимся и которую высоко ценят во всем мире – сформировалась именно в царствование Николая I.
Изобразительное искусство также развивается сначала в романтическом русле (О. А. Кипренский, К. П. Брюллов), а затем обращается к реализму (В.А. Тропинин, А. Венецианов), появляются потрясающие своей правдивостью картины П.А. Федотова, А. Иванова.
В это время формируется русская классическая музыка, создается первая национальная героическая русская опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» о подвиге Ивана Сусанина.
Появляются архитектурные шедевры: здание Адмиралтейства (арх.А. Д. Захаров), ансамбль Главного штаба (арх. К. И. Росси) в Петербурге, Большой театр (арх. А. А. Михайлов — О. Бове) и отстроенное после пожара здание Московского университета (арх. Д. Жилярди). Постепенно формируется эклектичный русско-византийский стиль (Большой Кремлевский дворец. Оружейная палата, храм Христа Спасителя — все архитектора К. А. Тона).
Отзывы современников о Николае I
Как всегда, оценки деятельности любой личности часто разнятся до противопоставления. Это относится и к Николаю I. Чтобы быть объективными, приведем две из них, крайние по характеристике.
А.Ф.Тютчева, фрейлина императрицы: «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца. Его внушительная и величественная красота, величавая осанка, строгая правильность олимпийского профиля, властный взгляд, всё, кончая его улыбкой снисходящего Юпитера, всё дышало в нём земным божеством, всемогущим повелителем. Никогда этот человек не испытывал тени сомнения в своей власти и законности. Он верил в неё со слепою верою фанатика, а ту безусловную покорность, которой требовал от своего народа, он первый проявлял по отношению к идеалу, который считал себя призванным воплотить в своей личности, идеалу избранника божьей власти. Повсюду вокруг него в Европе под влиянием новых идей зарождался новый мир, но этот мир индивидуальной свободы и свободной индивидуальности представлялся ему… лишь преступной и чудовищной ересью, которую он был призван искоренить… Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, Николай I был Дон-Кихотом самодержавия».
А.И. Герцен — писатель, революционер: «Николай I – тип армейского императора, в котором вымерло все гражданское, всё человеческое и осталась одна страсть повелевать; ум узок, сердца нет совсем. Это монах властолюбия, в его чертах видна сила и суровая воля. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю, слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза».
Маркиз Астольф де Кюстин — путешественник из Франции: «Нужно жить в этой пустыне без покоя, в этой тюрьме без отдыха, которая именуется Николаевской Россией, чтобы почувствовать всю свободу, представленную народам в других странах Европы, каков бы ни был там образ правления. Это путешествие полезно для любого европейца. Каждый, близко познакомившийся с царской Россией, будет рад жить в какой угодно другой стране».
С.Ф.Платонов, профессор-историк: «Император Николай из дела декабристов убедился, что желание перемен и реформ, которое руководило декабристами, имело глубокие основания: крепостное право на крестьян, отсутствие хорошего свода законов, пристрастие судей, произвол правителей, недостаток просвещения, словом, всё то, на что жаловались декабристы, было действительным злом русской жизни. Его нужно было исправит. Покарав декабристов, Николай понял, что правительство само должно было произвести это исправление и законным путём начать реформы».