И. Крамской после первого знакомства с живописью художника Верещагина записал: «Верещагин не просто художник, а нечто большее». Спустя же несколько лет после личного знакомства с ним он сказал: «Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее». О неординарной личности художника говорили многие из тех, кто был с ним знаком.
Василий Васильевич Верещагин — выдающийся русский живописец и литератор, один из самых известных художников-баталистов.
Биография
В.В. Верещагин родился в 1842 году в Череповце (ныне Вологодская область) в семье помещика. Их было пять братьев, и все были определены в военно-учебные заведения.
Василий в возрасте 9 лет поступил в морской кадетский корпус, окончил его, но после короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился три года, а затем, оставив Академию, уехал на Кавказ и пробыл там около года. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома в 1864—1865 гг.
Вернувшись на Кавказ, продолжил писать с натуры. Но снова уехал в Париж для продолжения учебы в Парижской академии. Наконец, в 1866 г. учеба была закончена.
В 1867 г. он получает приглашение генерала К.П. Кауфмана, Туркестанского генерал-губернатора, состоять при нем художником и отправляется в Самарканд, который был взят русскими войсками. Здесь он получил настоящее боевое крещение, находясь в осаде Самарканда восставшими местными жителями. За участие в обороне города Верещагин получил Орден Святого Георгия 4 класса.
Через 2 года он организует в Петербурге (при содействии Кауфмана) «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы, написанные в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, в казахских степях и городе Туркестан. И снова едет в Туркестанский регион через Сибирь, а затем в Западный Китай. Во время этого путешествия он создает картины, на которых запечатлена природа Киргизии, озеро Иссык-Куль, перевалы Алатау…
В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шеньси еще семь лет назад. На улицах лежали горы пепла и груды человеческих костей. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара— Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.
Впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от второго его путешествия туда в 1869 году дали ему материал для «Туркестанской серии», выполненной художником в Мюнхене в 1871-1874 гг. и имевшей колоссальный успех в Европе и в России.
Затем он почти на два года уезжает в Индию, посещая также Тибет, а весной 1876 г. возвращается в Париж.
Узнав весной 1877 г. о начале русско-турецкой войны, он немедленно отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Его причисляют к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне 1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Их обстреляли турки, и шальная пуля пробила ему насквозь бедро. Ранение оказалось серьёзным, из-за неправильного лечения началось воспаление, появились первые признаки гангрены. Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку.
В 1882—1883 гг. Верещагин снова путешествует по Индии. А в 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты.
Летом 1894 г. Василий Верещагин с семьей путешествует по Пинеге, Северной Двине, Белому морю и посещает Соловки.
В 1901 г. художник посетил Филиппинские острова, в 1902 г. — США и Кубу, в 1903 г. — Японию.
Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
Творчество
Живопись
Самые объемные темы творчества В. Верещагина:
- Индия
- Туркестанская серия
- Балканская серия
- Варвары
- Япония
- Русский север
- Кавказ
- Война 1812 года
- Палестина
- Прочее (пейзажи, портреты, картины бытового жанра)
Литература
- «На войне в Азии и Европе. Воспоминания»
- Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова
- «Наполеон I в России»
Личность Верещагина
Как уже было сказано выше, Верещагин – человек необычный и противоречивый. В чем это проявлялось?
В сочетании несочетаемого: житейской трезвости с верой в нравственную проповедь искусства; эгоцентризма с милосердием; сочувствия к страданиям с показом жизни в ее неприкрытой наготе. Но все это скреплено смелостью и высотой его натуры, которой и отличаются великие личности. И. Репин в траурной речи о Верещагине назвал его «сверхчеловеком».
Чем далее идет время, тем явственнее становится масштаб этой личности. Многие идеи Верещагина, которые казались современникам отвлеченными и парадоксальными — мир без войн, грядущая трагедия социализма, колонизационная политика России и межнациональные конфликты, могущие возникнуть на этой почве, решение споров между государствами на уровне мирового сообщества — только теперь могут быть оценены в своей пророческой сущности.
В. Верещагин был неутомимым путешественником. Как военный, он принимал участие во всех военных действиях, которые вела русская армия: в Средней Азии, на Балканах, в Японии. Он привычно чувствует себя и за мольбертом, и в походной палатке, и в окопе…
Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих. В официальных кругах ему платили тем же: относились недоброжелательно, находили сюжеты его картин тенденциозно-мрачными, а его самого готовы были числить главой нигилизма в русском искусстве. Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным». Вероятно, поэтому в русском искусстве он стоит особняком: не имеет непосредственных учителей и прямых последователей; не принадлежит ни к какому художественному объединению; стоит вне партий и кружков; не ищет и не принимает ничьих наград.
В 1874 г. Верещагин публично отказывается от предложенного ему звания профессора Академии художеств («все чины и отличия в искусстве безусловно вредны»). И. Крамской прокомментировал этот его поступок так: «Верещагин делает то, что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем; но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же».
При его жизни было свыше шестидесяти выставок – почти во всех европейских столицах, крупнейших городах России и Америки. Верещагин первый русский художник, который обращался своим творчеством не только к русскому зрителю, но к людям всех стран и был услышан в мире. Где бы ни проходили выставки художника, они везде привлекали людей и становились предметом страстных споров, оставляя неизгладимое впечатление.
Интересы Верещагина широки: история и военное дело, социология и этнография, философия и естествознание, эстетика и путешествия. Он говорил свободно обо всем. В 1890-е годы, окончательно переселившись в Россию, Верещагин много выступает в прессе по самым различным поводам и вопросам жизни: публикует путевые очерки, этнографические заметки, воспоминания, художественные и политические обзоры.
Он полон грандиозных замыслов: показать, что такое война; распространять идею мира среди народов всего света; показать, что такое смертная казнь; написать Священную историю в земной правде. Верещагин верит, что влияние искусства велико, «можно даже сказать, что влияние его на умы, на сердца и на поступки народов громадно, непреодолимо, не имея себе равного».
Все, что делал в живописи Верещагин, было ново, оригинально, неожиданно: он умел показать неведомый мир, представленный замечательно ярко в своей правде и характерности. Изумляли краски и новизна письма, техника, не похожая на технику русских современников, казавшаяся необъяснимой у молодого художника-любителя, всего лишь несколько лет всерьез занимавшегося живописью.
Туркестанская серия
В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест. Среднюю Азию он открывает как некогда грандиозную, но выпавшую из потока времени цивилизацию. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон. После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида».
Балканская серия
Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. В ходе работы Верещагин дважды приезжал на места военных действий, на Шипку и в окрестности Плевны. В Балканскую серию входит около тридцати картин. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Под Плевной», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет». Два полотна: «Победители» и «Побежденные. Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке: «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой.
По своему внутреннему смыслу к Балканской серии примыкает «Трилогия казней» — цикл из трех картин, исполненный в середине 1880-х годов. Картины изображают сцены казни в разные времена у разных народов: «Распятие на кресте у римлян», «Подавление индийского восстания англичанами», «Казнь заговорщиков в России».
Война 1812 года
Эта серия была начата еще в Париже и до конца дней остается главным делом художника. Он обращает ее в национальную историческую эпопею. Серия осталась незавершенной: она состоит из двадцати картин, а также множества этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Именно эта серия картин Верещагина формировала представление об эпохе Отечественной войны 1812 года. В 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира.
«Я старался всегда говорить только правду» (В.В. Верещагин).
«Верещагин кистью старался показать людям, что война — самая ужасная, самая нелепая вещь на свете … Он не искал военных наград, он хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал ее жертвой. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство? Мы завидуем России, где живет Толстой, а узнав о смерти Верещагина, мы не можем не почувствовать к этой стране уважения и почтения» (Никадзато Кайдзан, японский писатель).