Декабрист С.П. Трубецкой

Князь С.П. Трубецкой

Князь С.П. Трубецкой. Акварель Н. Бестужева

Его личность является самой противоречивой среди декабристов. Если не определили этого раньше, по следам событий, то  сейчас трудно сказать, почему он не вышел на Сенатскую площадь: нехватка ли это политического мужества, или желание сорвать восстание, или нервное перенапряжение?

Н. М. Дружинин писал: «Тру­бецкой «пал до положения политического предателя». Можно было бы  посчитать это утверждение слишком прямолинейным и жестоким, если бы не было известно о поведении С. Трубецкого на следствии. Если верить тому же Дружинину, князь «униженно отрекся не только от революционных це­лей, но и от старых товарищей по обществу». В своих показаниях Трубецкой обвинял больше всех Пестеля как источника всех незаконных помыслов, а Рылеева – в подготовке восстания. Возможно, «благодаря» его признаниям, Пестель и Рылеев были приговорены к смертной казни. Сам же Трубецкой считал себя виноватым прежде всего в том, что вовремя не «обличил» Пестеля «пред вышнею властию». Трубецкой был убежден в необходимости  реформ в России, но в проектах стремился к умеренности. Он был противником кровопролития, надеялся, что будут возможны переговоры с правительством.

Но в списке приговоренных к вечной каторге фамилия Трубецкого была первой. Он был одним из главных руководителей подготовки вооруженного восстания, некоторые называли его «северным Пестелем», но в связи с его предательством интерес к его личности несколько ниже, чем к другим руководителям движения.

Опытный штабист, Трубецкой был достаточно скрытным, не очень доверял даже соратникам по борьбе, имел личные предубеждения против некоторых сообщников, в частности, против Пестеля. Во главе Южного общества он хотел бы видеть генерал-майора Михаила Орлова. Действовал не прямо, а опосредованно, через других лиц. Хотя позиция Пестеля ему была ближе, чем позиция Муравьева и Бестужева. Он понимал, что тех сил, которые должны были быть задействованы в восстании, будет недостаточно.

Происхождение, детство и юность

Герб Трубецких

Родился Сергей Петрович Трубецкой в 1790 г. в семье действительного статского советника, нижегородского губернского предводителя дворянства князя Петра Сергеевича Трубецкого. Дворяне Трубецкие принадлежали к одним из древнейших родов. Родословную свою они вели от Гедимина, внук которого, Дмитрий Ольгердович, и стал основателем их рода. В XVIII веке выдвинулись  несколько военных деятелей из рода Трубецких. Среди них князь Никита Юрьевич Трубецкой – генерал-фельдмаршал. Это был одаренный и образованный человек, он свободно говорил по-немецки, хорошо знал литературу, был деятелен и трудолюбив. В годы правления Анны Иоанновны он был противником проекта ограничения самодержавной власти императрицы, чем заслужил ее доверие и благосклонность. При Анне Иоанновне он стал генерал-прокурором Сената. Н. Ю. Трубецкой  участвовал в русско-польской войне, исполняя обязанности генерал-кригс-комиссара. Этот же пост он сохранил и в период русско-турецкой войны 1735—1739 годов.

Никита Юрьевич Трубецкой занимал высокое место и при  регентстве Бирона, показав себя верным приверженцем регента. И при Елизавете Петровне он также нашел достойное себя место. Во время ее коронации он исполнял обязанности верховного маршала и был пожалован орденом Св. Апостола Андрея Первозванного. При Екатерине II он получил звание полковника Преображенского полка. Но сын его был более свободолюбивых взглядов, за что при Павле I был отправлен в ссылку. Но по возвращении из ссылки был назначен московским сенатором.

Мать Сергея Петровича Трубецкого – светлейшая княгиня Грузинская.

Он получил домашнее образование (до 16 лет воспитывался дома), среди учителей – немец, француз, англичанин – естественно, что юноша знал эти языки. Был слушателем Московского университета. Круг интересов С. Трубецкого был очень широк, но он выбрал для себя карьеру военного.

Военная служба

Сергей Петрович Трубецкой

Военную службу начал подпрапорщиком в лейб-гвардии Семеновском полку, затем становится прапорщиком и подпоручиком. Участник Отечественной войны 18712 г.: начал ее от Вильно и Бородина и закончил в заграничном походе. Проявил себя очень храбрым воином и заслужил награды: орден Анны 4 степени, орден Владимира 4 степени с бантом, прусский орден «За заслуги» и Кульмский крест. Был ранен под Лейпцигом, но поле боя не оставил. Постоянно наблюдался карьерный рост: поручик, штабс-капитан, капитан, старший адъютант Главного штаба, полковник.

Масон, являлся членом ложи «Трех добродетелей», а затем наместный мастер этой ложи. Но, став членом тайных обществ, покинул ложу.

Тайное общество декабристов

Являлся членом Союза спасения, одним из его учредителей, Союза благоденствия, одним из руководителей Северного общества и автором Манифеста к русскому народу.

В 1819-1821 годах  Трубецкой жил во Франции , за это время в Союзе благоденствия произошли  перемены. Члены  общества в Москве на съезде приняли решение о создании двух обществ – Северного и Южного. Во главе Северного общества встали Н. Муравьев, Е. Оболенский и вернувшийся из-за границы Трубецкой. Пестель руководил Южным обществом. Он хотел изменить государственный строй России, сделать ее республикой, но достичь этого можно было посредством цареубийства. Трубецкой и Муравьев возражали, их идеалом была конституционная монархия. Трубецкой возражал против многих положений «Русской правды» Пестеля, подозревая того в желании стать диктатором и получить неограниченную власть. Объединить общества в 1823 г. не удалось, но необходимость объединения была очевидна для всех. Трубецкой начинает разрабатывать приемлемый план объединения Северного и Южного обществ, но времени ему не хватило – события развивались очень стремительно.

Он был назначен диктатором восстания, но на Сенатскую площадь не пришел и личного участия в восстании не принимал, но успел присягнуть Николаю I. Почему? Этот вопрос не находит прямого ответа уже около 200 лет.

«Никакой век не в состоянии написать своей собственной истории» (Г. Спенсер)

Личные вещи декабриста Трубецкого в Доме-музее Трубецких

По складу характера С. П. Трубецкой, как свидетель­ствуют близко знавшие его люди, был человеком серьез­ным, скромным, крайне сдержанным, «не лишенным способности к глубоким и сильным чувствам». Он обладал незаурядным умом. Манифест, написанный им, был подписан его рукой 13 декабря 1825 г., что говорит о том, что он надеялся на успех.

Познакомившись с этими фактами его биографии, с трудом можно поверить в то, что такой человек мог предать товарищей по собственной инициативе.

Возможно, он считал преступлением возглавить восстание, заранее обреченное, по его убеждению, на поражение. Его выход на Сенатскую площадь в день восстания мог бы стать сигналом к ненужному кровопролитию. Возможно, он не мог преодолеть ужаса перед необходимостью решительных действий без веры в победу. С другой стороны, он не был настолько наивен, чтобы считать свой невыход на площадь  срывом восстания.

«Полковник князь Трубецкой. Надменный, тщеславный, малодушный, желавший действовать, но по робости и нерешительности ужасавшийся собственных предначертаний – вот Трубецкой. В шумных собраниях перед начатием мятежа в Санкт-Петербурге он большею частию молчал и удалялся, однако единогласно избран диктатором, по-видимому для того, чтобы во главе восстания блистал княжеский титул знаменитого рода. Тщетно ожидали его соумышленники, собравшиеся на Петровскую площадь: отважный диктатор, бледный, растерянный, просидел в Главном штабе его величества, не решившись высунуть носу. Он сам себя признал виновником восстания и несчастной участи тех, кого вовлек в преступление своими поощрениями, прибавляя  хвастливо, что если бы раз вошел в толпу мятежников, то мог бы сделаться истинным исчадием ада, каким-нибудь Робеспьером или Маратом. Судя по его характеру – сомнительно», — так писал А.Д. Боровков  в «Очерках моей жизни» ( Александр Дмитриевич Боровков (1788 —  1856) — российский чиновник, мемуарист. В 1825—1826 годах — секретарь Следственного комитета по делу декабристов, составитель «Алфавита Боровкова»).

Арест и ссылка

С.П. Трубецкой был арестован в ночь на 15 декабря 1825 года и доставлен в Петропавловскую крепость с запиской императора: «Трубецкого, при сем присылаемого, посадить в Алексеевский равелин. За ним всех строже смотреть, особенно не позволять никуда не выходить и ни с кем не видеться».

Был осужден по I разряду и приговорен сначала к казни, а затем, после смягчения приговора, на вечную каторжную работу. Затем сроки снижались до 15, 13 лет. Первоначально Трубецкой отбывал наказание в Нерчинских рудниках, позднее — на Петровском заводе. По царскому указу отправлен на поселение в село Оёк Иркутской губернии, жене разрешено жить с детьми в Иркутске. С.П. Трубецкому разрешено приезжать туда на время .

Екатерина Трубецкая первой отправилась за мужем в Сибирь. Ей было всего 25 лет. У них не было еще детей, она еще могла устроить свою жизнь по-другому. Но она поступила так, как велело ей ее сердце. Трубецкая, а за ней Мария Волконская ехали в Сибирь и не могли себе представить, что там ждало их. Дамы из высшего петербургского общества, они теперь находились вне закона, то есть власть отныне не защищала  их от преступников. А преступники тогда в основном Сибирь и населяли.

Когда его жена, Екатерина Ивановна (урожденная Лаваль), пожелала сопровождать мужа в ссылку, император Николай и императрица Александра Фёдоровна пытались отговорить её от этого намерения. Когда же она осталась непреклонной, государь сказал: «Ну, поезжайте, я вспомню о вас!», а императрица прибавила: «Вы хорошо делаете, что хотите последовать за своим мужем, на вашем месте и я не колебалась бы сделать то же!»

Чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь, Трубецкой  на поселении начинает заниматься хозяйством: выращивает овощи, разводит скот. Но там же он продолжает интеллектуальную жизнь: занимается греческим языком, наукой (медицина, метеорология), пишет мемуары. Еще на каторге он начинает писать воспоминания о своей деятельности в тайных обществах , но после ареста С. Лунина в 1841 году большую их часть уничтожает.

По манифесту об амнистии от 26 августа1856 г. императора Александра II он восстановлен в правах дворянства, но без княжеского титула, который дарован детям особым высочайшим указом.

С.П. Трубецкой после амнистии

После амнистии жил в Киеве (у дочери), в Одессе, а затем в Москве. Там же умер в 1860 году и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Трубецкая прожила в ссылке 28 лет и скончалась 14 октября 1854 года, не дожив до царского указа о помиловании. «Это была олицетворенная доброта, окруженная обожанием не только товарищей по ссылке, но и всего оёкского населения, находившего всегда у ней помощь словом и делом», — так  характеризуют ее те, кто знал. Ее муж князь Сергей Петрович пережил ее на 6 лет.

Трубецкой мало с кем общался: он не хотел быть предметом чьего бы то ни было любопытства. Но до конца своих дней он так и не объяснил, почему в тот роковой день 14 декабря 1825 года он не пришел на Сенатскую площадь.

Декабристы оставили в Сибири не только добрую память о себе, они способствовали формированию традиций интеллигентности и человечности, позволивших стать Иркутску столицей Восточной Сибири как в административном и экономическом, так и в культурном и духовном отношении.

Их благотворное и разностороннее влияние не стерло время. Здесь сохраняются дома и могилы «первенцев свободы».

Дом-музей Трубецких в Иркутске

Дом-музей Трубецких в Иркутске

Дом князя С.П.Трубецкого был построен для младшей дочери декабриста, Зинаиды, в 1854 г. на улице Арсенальской (сейчас это улица Дзержинского).   После отъезда Трубецкого дом сдавался внаем.  С 20-х годов ХХ века в нем были коммунальные квартиры. В 1965 – 1970 годах состоялась его реставрация, и после нее здесь был открыт музей декабристов. Торжественное открытие состоялось 29 декабря 1970 г.

В экспозиции Дома-музея Трубецких рассказывается об истории декабризма – от событий 14 декабря 1825 года до амнистии, дарованной императором Александром II в 1856 г, и возвращения декабристов из ссылки.   В нижнем, полуподвальном этаже дома поместилась экспозиция о пребывании декабристов на каторге (Благодатский рудник, Чита, Петровский завод).   В жилом этаже экспонаты рассказывают о жизни семьи Трубецких в Иркутске, А также о жизни и деятельности в Сибири других декабристов. Здесь хранятся подлинные предметы, принадлежащие декабристам: семье Трубецких, К.Ф.Рылееву, П.Г.Каховскому, П.А.Муханову, И.И.Горбачевскому, В.Ф.Раевскому, Ф.Б.Вульфу и другим. В доме С.П.Трубецкого проводятся экскурсии, выставки, литературные и музыкальные вечера, проходят спектакли.

Могила С.П. Трубецкого